Дача — особый культурный и архитектурный российский феномен. Слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века.
«Да́ча первоначально обозначалась как «дарованная князем земля», укр. да́ча «принесение в дар», сербохорв. да̏ħа «поминки», словен. dáča «по́дать, дань». Праслав. *dati̯a; см. дать; Бернекер 1, 180. (словарь Фасмера)»
Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга.
Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице — не на постоялых же дворах останавливаться знати!
Так и появились в российском обиходе «дачи» — земли данные царем.
Русской даче посвящены десятки научных монографий, статья в «Википедии» и даже отдельное слово в английском языке.
Разбираемся, что это такое, чем отличается дача от дома для отпуска и обычных загородных коттеджей в пригороде, и зачем она вообще нужна, эта русская дача.
1. Дача — для тех, у кого уже есть дворец
Первые дачи в России появились во время правления Петра I. В XVIII веке дачами (от русского «давать») начали называть земли с небольшими по меркам тех лет усадьбами, где можно было отдохнуть от придворной жизни и протокола, наслаждаться простыми радостями: разбить сад, организовать мини-огород.
Так называемая Собственная (она же Приморская) дача в Петергофе императрицы Елизаветы Петровны состояла из каменного жилого двухэтажного дома, деревянного флигеля и фермы неподалеку. Это было приватное место для уединения, где нельзя было появляться без доклада. Отсюда второе отличие дачи.
2. Дача — это отказ от социальных ролей
Чем же отличается дача от жилого дома?
Если россиянин живет в квартире, он стремится иметь дачный домик в пригороде. Те, кто владеет загородным домом, обязательно строят «дальнюю дачу»: место, куда уезжают заниматься несвойственными «в обычной жизни» вещами. Только здесь шахтер может сажать огурцы, а министр — собирать колорадского жука.
3. Дача — это не тип архитектуры
С середины XIX века дачная мода все больше набирает обороты. Строить и сдавать на лето дома на территории не использовавшихся семьей имений и парков со временем начинают аристократы. Такие места называли «барскими дачами». Сдавать могли и старые парковые постройки, и даже части не использовавшихся дворцов. Петергоф, Павловск, Гатчина и другие знаменитые пригороды Петербурга — это старые, аристократические дачные направления вокруг тогдашней столицы. При этом даже вблизи от города были районы более и менее престижные. Последние отличались ценами пониже, правда, и минусы были — например, публика там была попроще.
Если климат Петербурга в основном ругали, то ту же Гатчину называли почти курортом. Для того, чтобы публике было проще сделать выбор, выпускались специальные путеводители: например, «Куда ехать на дачу» В. Симанского 1892 года. В число популярных дачных направлений Подмосковья входили Клязьма, Мамонтовка, Пушкино, Абрамцево и другие.
Где-то до сих пор можно увидеть сохранившиеся дачи столетней давности. Дачи могли быть не только съемными, но и казенными — их выделяли на лето служившим в том или ином ведомстве, например, в министерстве царского Двора. И по сей день русская дача — это не тип постройки, а особый образ жизни на природе.
Часто дачный бум нового образца в том или ином месте провоцировало строительство железной дороги, значительно упрощавшей решение транспортного вопроса. В конце XIX века, в том числе по этой причине, новые дачники Петербурга освоили выборгское направление и приграничные территории Финляндии.
Знаменитой станет финская Куокалла (ныне — Репино), где жили Корней Чуковский, Илья Репин и многие другие видные представители российской культуры. В Куокалле и соседней Оллиле дачники активно ходили в гости. В «Пенатах» Репина его вторая супруга завела моду на вегетарианство, и Маяковский изящно называл эти обеды «репинскими травками».
4. В России два времени года: зима и дача
Обычно на дачу уезжали весной и оставались там жить до поздней осени. Например, художник Александр Бенуа (1870-1960) вспоминал, что его семья предпочитала «мерзнуть и мокнуть на даче, лишь бы поскорее выбраться из Петербурга». О масштабе летней миграции в то время можно судить по другому факту из биографии Бенуа: художник и его невеста, игравшие свадьбу летом, специально назначили венчание и торжества на дневное время, поскольку почти всем гостям нужно было успеть вернуться на свои дачи. За город семьи дачников перебирались в полном составе. Те, кто работал, по утрам отбывали на службу, а вечером возвращались на дачу. Но что можно делать на даче несколько месяцев?
Оказывается, в дачных поселках часто был центр — небольшой парк, куда ходили гулять все дачники. Среди популярных дачных развлечений того времени: походы в гости и выезды на пикник, концерты и летний театр, маскарады и наблюдение за войсковыми маневрами, занятие гимнастикой и езда на велосипедах, выходы на яхте, набирающий популярность любительский спорт.
Современные россияне, например, жарят на даче барбекю — в городе для этого часто нет места. Что касается дачного сезона, то вся страна с мая по октябрь непременно проводит на даче: кто-то переезжает в духе Бенуа — на полгода, кто-то уезжает каждую пятницу и возвращается в понедельник.
5. Дача — это романтика отдыха
Образ дачи, известный каждому российскому школьнику, сформулировал писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Новая дача» (1898): «Ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом».
Легкие платья и солнечные зонтики, чаепития на деревянной веранде, плетеная мебель, тонетовские стулья и кусты крыжовника, страсти, романы и прогулки — этот манящий эталон дачной жизни появился на рубеже XIX-XX веков и окончательно определил русский дачный стиль. Чем же дача отличается от дома?
6. Дача — энергоэффективный дом
Исторически на дачах жили только в теплое время года, что нашло отражение в архитектурной типологии: русский стиль — это светлые террасы с витражами, балкончики с резными деталями и мезонины. Конечно, они не очень годились для суровых зим, зато навевали романтическое настроение и создавали ощущение постоянной близости к природе.
Остекленную веранду обычно строили на южной стороне, чтобы она успевала прогреться за день. И в распорядке дачной жизни она заменяла гостиную, столовую, кабинет, а порой и спальню.
7. Партийные и писательские дачи как символ эпохи
После революции 1917 года практически все дачи перешли в собственность государства. Но несмотря на отрицание дореволюционного уклада жизни, дачная культура не исчезла. Она лишь приобрела иные формы, внешне строго регламентированные.
Судя по воспоминаниям, и в советское время счастливцы воспроизводили вполне чеховскую идиллию: варили варенье, ставили самовар, растопив его шишками и щепками, часами сидели на веранде, играли в крикет и бадминтон.
С 1930-х годов по 1950-е годы образцом жанра (и объектом вожделения) стали дачи чиновников, писателей, академиков и других привилегированных категорий населения. Они могли быть как государственными (особенно полезным членам общества партия, как известно, облегчала тяготы быта), так и частными. Но даже у крупного военного дача все равно была небольшим домиком без особых удобств на участке до 30 соток.
Союзы писателей, сообщества архитекторов организовывали собственные дачные поселки (все соседи были одной профессии). В их числе знаменитые Городок писателей в Переделкине, НИЛ («Наука. Искусство. Литература»), Загорянка и Валентиновка. Тот же принцип сохранился позднее, когда советское предприятие давало своим сотрудникам участки — соседями по даче оказывались работники одного завода или фабрики.
Один из самых известных подмосковных дачных поселков — Переделкино. Здесь практически в первозданном виде сохранилась дача нобелевского лауреата, поэта Бориса Пастернака. Первые дачи здесь строились по немецким проектам и напоминают европейские коттеджи.
8. Дача учит аскезе
Известная балерина Майя Плисецкая так вспоминает кооперативную дачу семьи в поселке Загорянка: двухкомнатный дощатый домик, казавшийся владельцам «царственной роскошью». Туалет здесь обычно представлял собой домик на улице. Однако бытовые неудобства не смущали дачников.
Поскольку дачи были небольшими, кухня часто размещалась в отдельной постройке во дворе. Сейчас размеры дачи позволяют сделать кухню и внутри основного дома, но традиции летней кухни пустили глубокие корни. Ведь дача нужна в том числе и для того, чтобы обедать на открытом воздухе.
9. Дача как «фермерство по выходным»
Со времен Никиты Хрущева (1960-х годов) вопрос «зачем людям дача» уже не стоит. Россияне используют ее для выращивания собственного урожая в условиях города. Вместе с решением продовольственного вопроса дача стала ассоциироваться с поездками на выходные в забитой инвентарем машине, заботой об огороде и вечерами, проведенными за переработкой урожая в варенье. Советские люди массово превратились в «фермеров по выходным». А поскольку сельское хозяйство не всегда терпит до конца рабочей недели — на дачу, если позволяли расстояния, ездили и в будни после работы.
Размер типового дачного участка составлял шесть соток и стал именем нарицательным поздней советской дачи. Устав дачного товарищества регламентировал не только допустимое количество и расположение деревьев на каждом участке, но даже определял разрешенный размер домика: на семью из трех человек полагалась только одна комната.
10. Дача как место DIY
Трудности с материалами и деньгами стимулировали людей к творчеству. Для строительства дачных домиков часто использовали элементы дореволюционных зданий, шедших под снос: кованные украшения крыльца, резные карнизы или наличники, рамы с цветными стеклами.
Для дачи люди могли приспособить почти все: и старые пластиковые бутылки (закрывать рассаду и даже мастерить из них теплицы), и стаканчики из-под йогурта (сажать рассаду), делать садовый душ из старых автобусных дверей.
11. Дача — склад временного хранения
Зачем нужна дача зимой? — Конечно, для хранения вещей! На зимний период многие дачи использовались для складирования предметов, вышедших из употребления. Сюда свозили ставшие признаками «бабушкиного стиля» кружевной текстиль, старые венские стулья, самовары, комоды и горки. Спасибо, что не выкинули, и нет нужды ходить по антикварным магазинам. Еще один повод увериться, что дача нужна в любое время года.
Дачная жизнь и XXI век
Владельцы современных дач могут следовать любому из сценариев: воссоздавать у себя на участке чеховскую идиллию отдыха, профессорскую дачу для подготовки научных монографий или заняться фермерством. Все это можно делать на даче и сегодня. Никто уже не ограничивает россиян в размерах участка и дома. Но продолжает действовать негласное правило: истинная дача не может быть большой и капитальной — иначе это импровизация на тему увеличенной городской квартиры.
Потому современные дачники продолжают любить небольшие деревянные дома и поселки, переделывать и реконструировать старые дачи, а иногда создавать и собственные вариации исторических прототипов.
Екатерина Кулиничева, историк искусства, журналист, блогер (публикуется в сокращении)